История

С самого начала наша Организация нами была задумана как Всероссийская, объединяющая всю активную молодёжь от 8 и до 30 лет, и наша работа ведётся, и наш опыт нарабатывается с мечтой об этом.

А. Д. Кившенко. Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово

Недавно мы, копаясь в исторических документах, неожиданно узнали, что «Потешные» — как патриотическая организация была в России создана в России раньше скаутской, в 1908 году, и поддержана царским правительством. Члены императорской семьи носили форму различных «потешных» полков, но война 1914 года забрала руководителей с мест, а сами ребята не смогли сохранить традицию. Да и уклад этих «потешных» был больше «парадный», церемониальный. Это и не позволило им соперничать со скаутами, основа которых лежит в школе выживания.

Мы, не зная этого примера, основываясь на коренных славянских традициях воспитания молодого поколения, упор сделали на сопричастность к жизни на Матушке Земле и обучению навыкам преодоления различных препятствий и умению решать жизненные задачи.

Но сам факт, что «Потешным» — как патриотической организации не 7 лет, а уже 102 года нас окрылил и показал, что в разное время, разные люди, не оставляют надежды на возрождение России и не оставляют нашу молодёжь один на один с безвременьем и душевным хаосом. Мы в очередной раз взяли знамя из рук наших предков. Генетическая память всё ещё жива в нас!

В нас видят военно-патриотическую организацию, и мы ничего не видим в этом плохого. Если, конечно, исходить из русского понимания слова «военный» — защитник родной земли. А не в его сегодняшнем понимании: «военный» — предназначенный для ведения войны специалист.

Но, всё же мы не военно-патриотическая, а историко-патриотическая организация, и вот почему:
«Потешные Полки» — это:

Потешные

Потешные — потому, что потеха — это всегда на Руси было Дело, а не развлечение или смешное действие. Потеха — это дело для Души, дело в котором раскрываются душевные качества человека. Дело, которое не связано с прибылью, коммерцией, корыстью. «Делу время и потехе час!».

Поговорка говорит о том, что обычное дело необходимо для выживания, создания определённых условий для жизни, но и о душе забывать нельзя — ведь, по сути, главным делом человеческого существования на земле является совершенствование своей души, дело человеческой души — его предназначение.

Вот и наша Организация видит самой важной задачей создание условий для совершенствования душевных качеств к нам приходящих ребят.

Полки

Полк — воинское подразделение с укладом, традициями и соответствующей дисциплиной, с командирами, наставниками. С соответствующей задачам системой обучения, подготовкой кадров.

Эти условия и качества внутреннего устройства необходимы для работы над поставленными задачами в нашей Организации. Поэтому мы и приняли эту форму за основу.

В качестве примера из истории мы приводим «Потешные Полки» Петра Великого, из которых вышло много выдающихся людей. И поэтому наше самоназвание имеет исторические корни и положительный пример для подражания. Потешные полки Петра стали кузницей кадров для государства Российского. Мы верим, что и наши ребята, повзрослев, станут достойными людьми в нашем Отечестве.

Уже из вышесказанного видно, что мы не военная организация. Мы Организация, которая старается найти и взять самое лучшее для решения поставленных задач из уже созданного человеческим разумом на протяжении доступного нам времени. А все наши задачи сводятся к одной общей, главной — воспитание гармонично развитого, достойного человека, хозяина своей судьбы, неразделимой с судьбой Отечества.

На разных этапах обучения из этой задачи выделяются частные задачи, которые имеют конкретные названия и формируются под определённые группы учащихся, исходя из индивидуальных характеристик или запросов.

С точки зрения запросов общества, общечеловеческих ценностей, нас можно назвать Историко-патриотической Организацией. С точки зрения внутренних задач участников учебного процесса — нас можно назвать «Молодёжной школой самопознания и самосовершенствования». Это две неотъемлемые части сущности НГДОО «Потешные Полки» дают наиболее полный образ для её восприятия людьми, интересующимися нашей деятельностью.

В целом, мы рассматриваем себя как учреждение дополнительного образования и воспитания душевных качеств, так не хватающих, как мы считаем, современной «личности».

В отличие от спортивных секций, организаций, для нас не важны критерии оценки учащегося относительно нормативов, общепринятых стандартов. Хотя для постановки задач эти критерии применяются. А наше качество обучения позволяет на практике досрочно сдавать зачёты и нормативы в образовательных учреждениях, побеждать на конкурсах по истории Отечества, в смотрах «Строя и песни» и спортивных соревнованиях. Но для нас, в первую очередь, важен качественный рост каждого учащегося относительно его собственных точек отсчёта и поставленных рубежей.

Наши наставники не зависят от результатов соревнований или испытательных тестов их подчинённых. Их задача — создание условий и возможностей для обучения желающих учиться. Создание условий для душевного равновесия, дружбы и взаимопомощи, поощрение наставничества более обученных и успешных над отстающими товарищами, исключение возможности нездорового соперничества обучающихся, противоборства, противопоставления между собой успешных и талантливых.

Мы не ставим задач по подготовке чемпионов. Мы ставим задачи подготовки основ для успешности в жизни, обучаем способности решать любые задачи, в любом деле, в том числе и в спорте. При этом, что для нас очень важно, не разрушая окружающего мира и не нарушая своего внутреннего душевного равновесия. Это мы считаем основой душевного и физического здоровья.

Если наши выпускники захотят быть чемпионами, министрами, генералами, президентами, то они ими станут, без надрыва и истощения жизненных сил. Найдут специалистов и впитают интересующие их знания для решения своих задач. Вложат свои силы и талант. Не остановятся перед трудностями. Подготовят победу и победят.

Основной принцип работы с детьми и подростками — это наличие у них охоты к самопознанию и самосовершенствованию, без этого наш учебный процесс с нашими задачами, не возможен. Самопознание не выносит насилия и охоту к нему надо ещё найти и разжечь. Для этого у нас разработана целая система вовлечения молодого человека в учебный процесс по разным направлениям жизни и деятельности, в соответствии с уже имеющимися устремлениями и ценностными представлениями приходящих молодых людей.